"Красота дана 
нам для того, чтобы
младенческое 
человечество 
постигало Бога:".

Елифас Леви.

ТАИНСТВО КРАСОТЫ

:..Если меня спросят, что связывает рациональный мир формул, железной логики и почти всесильных компьютеров с миром Поэзии, Литературы, Живописи, я скажу: одно из этих великих связующих - Красота! Уравнения могут быть так же прекрасны, как и девичьи глаза. В 60-е годы в нашей стране активно дискутировался вопрос о "физиках" и "лириках". Людей заранее делили на безудержных романтиков, способных воспринимать "лишь" стихи, картины, музыку, но лишенных каких-либо аналитических способностей, и, наоборот, на сухих рационалистов, набитых формулами, как тряпичные куклы - соломой, и с иронией и даже, может быть, долей некоторого цинизма относящихся к любым проявлениям эмоций. Подобная классификация представляется крайне примитивной. Можно подумать, что стихи и романы пишутся без всякой логики, а физики и математики начисто лишены фантазии и чувства Прекрасного! Вопрос о "физиках" и "лириках" - это скорее проблема необразованных и неразвитых людей, нежели отражение реально существующего диссонанса в природе Человека. Даже поверхностный взгляд позволит нам убедиться в том, что в глубинах человеческой души, неразделимо дополняя друг друга, живут почти мистическое чувство Прекрасного и способность к строгому объективному анализу. Совершенные люди, гордость человечества, одинаково свободно владели обоими дарами, достигая в своих творениях вершины гармоничного ощущения мира. Думается, именно гармоничная цельность наполняет неизъяснимым обаянием облики Леонардо да Винчи, Николая Рериха, А. Эйнштейна. Картины Леонардо и Рериха, передавая тончайшие нюансы красочного богатства Природы, отличаются точным анализом формы и сути происходящего, а сложный каркас математических построений Эйнштейна заключает в себе притягательную силу настоящего произведения Искусства. И всё вместе - суть творения человеческого Духа. Рациональное и Прекрасное в человеке живут неразделимо, оказывая друг на друга многосложное взаимное влияние. Известно ли вам, что английский физик Поль Дирак искал (и нашел) уравнение движения для релятивистского электрона, пользуясь соображениями Красоты? Он вывел простое, симметричное и красивое уравнение. И оно оказалось верным. Кстати, понятие "Красота" (от англ. beauty - красота, прелесть) в физике - вполне строгий термин, квантовая характеристика элементарных частиц, называемых андронами. Может быть, красиво то, что целесообразно? Хирурги говорят, например, что шов, наложенный красиво, срастается быстрее. Интересные соображения высказаны в ключе такого предположения в книге И. Ефремова "Лезвие бритвы". Тайны взаимосвязи Науки и Искусства еще ждут своих первооткрывателей. Сегодня мы скорее можем задавать вопросы, чем отвечать на них. Не задумывались ли вы когда-нибудь, почему живопись предпочитает прямоугольные рамы всем остальным? Круглые и овальные рамы существуют, но крайне редки. Наше эстетическое чувство их не очень воспринимает. Не связана ли прямоугольная форма рам с тем, что мы живем в гравитационном поле Земли, в котором есть выделенное направление "вниз" и соответственно перпендикулярная ему горизонталь? Обратите внимание на тот факт, что вертикальные линии и формы в живописи - тревожат. Громоздящиеся горы и скалы подсознательно беспокоят нас, создают ощущение возможного выделения большой энергии в том смысле, что могут рухнуть, упасть. Горизонтальные ландшафты, наоборот, спокойны, в нашем представлении, вселяют чувство уверенности. В чем тут дело? Может быть, ответ заключается в том, что в поле тяготения Земли все тела стремятся занять такое положение, в котором их потенциальная энергия минимальна. Так камень, отпущенный в воздухе, не останется на месте и упадет на Землю, ибо там, на поверхности планеты, его энергия минимальна. Аналогично деревянный параллелепипед, опущенный в воду на меньшую грань, не станет плавать в вертикальном положении, а ляжет на большую грань. Минимальная энергия у тела, в понимании физика, соответствует его устойчивому (равновесному) состоянию. Таким образом, связь между эмоциональным восприятием и рациональной трактовкой события становится ясной: композиция, в которой общая энергия изображенных в ней предметов близка к минимальной, воспринимается нами как спокойная, уравновешенная. В этом смысле многие картины Рубенса динамичны и напряженны. Персонажи - в движении, кинетическая их энергия ищет выхода, бурные эмоции дополняют происходящий на полотне, как сказали бы физики, неравновесный процесс. А вот живопись "малых" голландцев оказывает удивительно успокаивающее воздействие, ибо в ней все сгармонизировано - по цвету, рисунку, композиции. Энергия изображенного состояния минимальна, и только души людей (и даже предметов) на картине живут своей тихой внутренней жизнью. Кстати, дословный перевод слова "натюрморт" с голландского языка означает вовсе не "мертвую жизнь", как в других языках. "Тихая жизнь" - вот суть дословного перевода! Интересно, а как бы развивалась и выглядела живопись, если бы наша цивилизация жила в состоянии невесомости? Вот уж где круглая рама была бы идеальной для картины! Ведь выделенного направления нет - все направления в состоянии невесомости равноправны. И если в поле тяготения Земли вода (и вообще любая жидкость) размещается так, что ее поверхность перпендикулярна полю тяготения (вспомните чудесные морские идиллии К. Лоррена и Ив. Айвазовского), то в невесомости, благодаря силам поверхностного натяжения, объем воды принимает форму шара. "Невесоможители" воспринимали бы такую форму, как идеально гармоничную и спокойную. Как, наверное, забавно выглядела бы такая "сферически-симметричная" живопись. А вот горящих свечей на картинках "невесомых" художников мы бы не увидели - они там гореть не могут (кстати, а почему?). Не увидели бы мы на них и кораблей, ибо закон Архимеда в невесомости не работает. Существуют в живописи и более тонкие связи, понять и постичь которые удается не сразу. Есть интересная взаимосвязь между толщиной (рельефностью) наложенной на холст краски и его размерами. Нарушение этой гармоничной взаимосвязи всегда подсознательно чувствуется. Именно поэтому плоская гладкая живопись на большом (по отношению к размерам человека) холсте воспринимается как фотография. В ней утеряно третье измерение - толщина, рельеф краски, и тем самым произведение искусства обедняется - таковы громадные картины Гюбера Робера в Павловском Дворце-музее. С другой стороны, излишне пастозная, плотная живопись на малом холсте, когда картину можно поднять, взяв ее за застывший мазок краски, делает ее грубой, неэстетичной. Разумеется, границы применимости таких утверждении весьма условны и могут широко варьироваться в зависимости от вкусов и эстетического воспитания человека. Загадочным и неясным представляется вопрос о том, почему вообще Искусство так активно развивалось в сфере двух чувств - слуха (музыка) и зрения (живопись и другие зримые глазом виды Искусства). Конечно, парфюмерия и ее достижения могут быть, наверное, причислены к лику Искусства, но все же степень сложности и уровень воздействия на человека, скажем, "Токкаты и фуги реминор" И. С. Баха и духов даже самых лучших фирм, представляются несопоставимыми. Стоит, тем не менее, напомнить, что индейцы одного из американских племен носили на поясе набор деревянных трубочек с пахучими веществами. Желая получше закрепить в своей памяти какое-нибудь особенно волнующее событие, они вдыхали аромат из одной из трубочек, и потом, много лет спустя, "оживляли" прошлое, распечатав соответствующую трубочку. Многообразие космических условий во Вселенной может, по-видимому, порождать массу неожиданных форм существования Искусства. Современные научные взгляды допускают реализацию небиологических форм жизни - например, на уровне элементарных частиц, которые могут вступать в сложнейшие взаимоотношения между собой, образуя структуры, способные усваивать и перерабатывать информацию. О формах Искусства в таких системах можно только гадать. И все же на интуитивном уровне напрашивается вывод, который мы сформулируем в виде следующего предполагаемого закона:

Нравственно-духовная сущность Искусства инвариантна относительно любых форм существования Жизни.

Физики и представители других точных наук немало потрудились для Искусства. Так например, после возмущения общественности, вызванного Сегье своими неудачными реставрационными расчистками картин в Лондоне, физик Майкл Фарадей начал активное изучение защитных свойств лаковых пленок. Существенное влияние на становление техники реставрации старых картин оказала работа специальной научной комиссии, созданной в 1861 году в Мюнхене. В комиссию вошли, наряду с другими учеными, ботаник профессор Г. Радлькофер и специалист по физической химии профессор М. Петтенкофер. Радлькофер впервые использовал микроскоп в реставрационных работах и провел полное микроскопическое исследование живописных слоев ряда картин. Петтенкофер сделал открытие огромной важности для реставрации масляной живописи. Немало картин старых мастеров было загублено бессистемным применением грубых растворителей для очистки лаковых пленок, потерявших свою оптическую прозрачность. Экспериментируя с парами спирта, Петтенкофер обнаружил, что при воздействии на лак они способствуют восстановлению молекулярных связей. Принцип Петтенкофера был усовершенствован московским реставратором И. Крайтором, применявшим комбинации летучих паров бензола, ацетона, эфира и т.д. Сегодня в распоряжении реставраторов - колоссальный арсенал методов современной физики и химии. Проводятся, например, исследования в рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, позволяющие прояснить не только современное состояние картины, но и сам процесс ее написания художником. С помощью таких методов было обнаружено немало поддельных "шедевров". Говоря об Искусстве, нельзя не обратить внимание и на такой любопытный факт: в сфере зрения и слуха мы воспринимаем мир в очень узком диапазоне оптических и акустических частот. От 16 до 20 ·103 Гц для звука и от 4 ·1014 до 8 ·1014 Гц для видимого света. (Всего лишь!) Если бы мы могли видеть и слышать в других диапазонах частот, мир для нас выглядел бы немного иначе. Воспринимай мы радиоизлучение, на небосклоне ослепительной звездой, более яркой, чем наше Солнце, засияла бы для нас радиогалактика Лебедь А. И это при том, что Лебедь А дальше от нас, чем Солнце, примерно в 1013раз! В этом же радиодиапазоне мы могли бы видеть ядро нашей Галактики, которое, кстати, излучает и в оптическом диапазоне, но мы его не видим из-за поглощения света межзвездной пылью. Не можем мы разглядеть и очень маленькие объекты - так что микромир для нас закрыт. Наше спасение заключается в том, что мы пытаемся расширить свое представление о мире с помощью промежуточных, вспомогательных объектов - микроскопов, телескопов, радиотелескопов и множества других приборов. Кстати, если наши органы зрения и слуха не воспринимают электромагнитные и акустические колебания за пределами возможных для них диапазонов чувствительности, то это вовсе не означает, что на них не реагирует и весь организм в целом. Достаточно вспомнить смертоносное ? -излучение - невидимую смерть. Ультразвук высокой интенсивности способен превратить наши кости в порошок, но может и лечить - дробить камни в почках и печени. Еще более удивительно воздействие на наш организм акустических колебаний в районе частот ? ~ 7 Гц. Не воспринимая их слухом, человек тем не менее начинает ощущать, казалось бы, беспричинное беспокойство вплоть до признаков безумия.