И. С. Бах.
Концерт №1
для скрипки
с оркестром

ЗВУКИ МУЗЫКИ

:..Среди всех видов Искусств музыка - самое загадочное. Мы порой не замечаем, как тесно связана с ней наша жизнь. Песни Утесова, песни военных лет - что может быть дороже слуху людей старшего возраста? Выдающийся певец или музыкант - это целая эпоха. Так было с Собиновым, Шаляпиным, Марио Ланца, Вертинским. Свои миры создали "Битлз", Владимир Высоцкий, Виктор Цой. Много лет спустя, услышав случайно их песни, мы встрепенемся - ведь это же наша молодость... Музыка всегда связана с прошлым, и в этом тоже ее печальная, чарующая сила.

Вот книги юности последняя страница.

Ко мне весны восторг, увы, не возвратится.

Меня, задев крылом, ты промелькнула мимо,

О, молодость моя, ликующая птица!

:..Вне времени и пространства - музыка титанов. Бах, Гендель, Вивальди, Моцарт... Звуки их музыки, долетающей до нас как бы из сумрачной выси, - это откровение Богов, голос Вселенной, голос Вечности. Под звуки музыки веселятся и грустят, мечтают и маршируют, размышляют и провожают в последний путь ушедших от нас. Музыку можно слушать, но музыкой можно и жить. Есть музыка леса, моря с высокими, отрешенными криками чаек и плеском волны, музыка старинных библиотек с шелестом пожелтевших страниц и скрипом паркета... Музыка теплой южной ночи, наполненная звоном мириадов цикад. Маленькие крошки самозабвенно водят зазубренными смычками, и каждый куст звучит, как маленький оркестр. Что играли музыканты погибшей Атлантиды? Какие песни услаждали слух фараона? Конечно, какие-то характерные обрывки их музыкального искусства трансформировались в нашу культуру, но основное утрачено навсегда. Французский спелеолог Норбер Кастере, открывший в пещере Монтеспан святилище древних мадленцев (XX тысячелетие до нашей эры), пригласил в пещеру ученых - специалистов по доисторической эпохе и в заключение осмотра попробовал оживить давно умершие звуки. "Полуобнаженный и, надеюсь, достаточно хорошо сложенный и мускулистый, чтобы сыграть роль мадленского охотника, я попятился на несколько шагов, поднялся на земляной приступок, выпрямился и огласил своды бесконечным и звучным, анильхетом, древним кличем арьежских пастухов, этим долгим призывом, который теперь почти нигде уже не услышишь и который напоминает знаменитую ирринтзи-ну басков. Это резкий вопль, который медленно замирает. Дикий характер придает ему тремоло, которое гортань производит на слоге "хи" сразу же после начального оглушительного крика. Всё заканчивается безумным визгом, подобным хохоту гиены". Трудно сказать, каким был первый музыкальный инструмент - скорее всего, просто два камня, которыми били друг о друга, - это предки ударных инструментов. А потом человек то ли постучал по дереву с дуплом, то ли подул в полую кость за обедом, но родились барабаны и свирели. Академик И. Джавахишвили сообщает о своей находке (в 30-х годах нашего века) захоронения мальчика-пастушка на территории древней столицы Грузии Мцхета: "Вместе со скелетом подростка сохранились кости быка и овцы и, что самое примечательное, - свирель-саламури, выточенная из кости, с тремя отверстиями, отшлифованная и хорошо сохранившаяся. Ясно, что обнаружено захоронение бронзовой эпохи, могила маленького пастуха со всем его имуществом". Могиле - четыре тысячи лет. Находили древние музыкальные инструменты и в других местах. В местности Рас-Шамра (Сирия) найдена глиняная пластинка с записью древнего напева. Ему три с половиной тысячи лет. Удивительное открытие сделал немецкий археолог Па-уль Юле в индийском штате Орисса. Он обнаружил 20 гладких базальтовых камней, лежавших в деревянном ящичке. Камешки при ударе издавали звуки определенной частоты, образующие музыкальный звукоряд, охватывающий несколько октав с семью целыми тонами от до до си, включая пять полутонов. Этому каменному ксилофону четыре тысячи лет. Древние греки утверждали, что Гермес был виновником появления на свет лиры. Еще во младенчестве он похитил у старшего брата Аполлона его коров. Из коровьих кишок сделал струны и, поймав черепаху, натянул струны на ее панцирь. Аполлон сильно рассердился на младшего брата, но тот подарил лиру брату, и Аполлон, полюбивший звучный инструмент, повсюду носил его с собой. Один из основных составляющих музыкальных инструментов - это резонатор, усиливающий и украшающий звуки. Резонатором для лиры Гермеса служил панцирь черепахи. Как возникает звук в резонаторах, мы уже упоминали. Сложный резонатор представляет из себя и человеческий рот. Меняя его форму и объем, певец имеет возможность создавать некий основной тон - акустические колебания с определенной частотой, украшенные множеством сопутствующих звуков-обертонов. Физическая теория музыкальных звуков очень интересна, и начало ей положил Пифагор, выяснивший, что две одинаковые струны различной длины в одновременном звучании приятнее для слуха, если их длины относятся друг к другу как не большие целые числа 1:2, 2:3... Как мы знаем, разные длины струн означают различные частоты их колебаний. Отношение струн 1:2 соответствует октаве, отношение 2:3 - интервалу между нотами до и соль. Интервал этот называется квинтой, 3:4 - кварта, 4:5 - большая терция, 5:6 - малая терция. Почему такие созвучия приятны для слуха - мы не знаем, так же, как не знаем, почему хорошо воспринимается нами запах цветка розы и так плохо - гниющего болота. Если вы подумаете, что все дело тут заключается в биологической разнице между жизнеутверждающей сутью юного цветка и разлагающейся органикой болота, то сильно ошибетесь, ибо в бассейне реки Амазонки обитает цветок с запахом падали. Физики и математики активно поработали в области музыки. Так, Кеплер и Эйлер долго размышляли над проблемой темперированного звукоряда в поисках наиболее гармоничного соотношения частот. В средние века искусные изобретатели-механики конструировали своеобразных роботов-музыкантов, для которых последовательность извлекаемых ими звуков программировалась заранее. Существовали механические девушки, игравшие на арфе, клавесине и цитре. Одеты они были по последней моде, играли сложные музыкальные произведения и, конечно же, поражали воображение окружающих. Немало было и механических трубачей - на башнях ратуш и больших зданий. В те же времена были популярны самоиграющие шкатулки, часы, табакерки. Все эти предметы были исполнены с большим

вкусом, инкрустированы драгоценными металлами и камнями и представляли собой настоящие произведения искусства. Хитроумные мастера умудрялись размещать механические музыкальные устройства даже в небольших женских перстнях. Составление программ для механических музыкантов было настоящим и почти забытым ныне искусством. Программное устройство представляло собой первоначальный диск или валик со штифтами, задевающими при вращении звучащие металлические язычки. И, что уже совсем интересно, позднее появилось программное устройство в виде перфорированной ленты - предка современных перфокарт для вычислительных машин. Когда в отверстие перфоленты проходил воздух, он надувал небольшую подушечку, которая заставляла толкатель ударять по клавише. В Эрмитаже хранится орган работы известного мастера И. Штрассера (начало XIX века). Орган был механическим и исполнял произведения Гайдна. Мастер был человеком с юмором, и во время игры небольшая фигурка самого Гайдна дирижировала органом. Удивительным искусством было изготовление колоколов. Лить их начали в Европе с VI века. И более чем полтысячи лет методом проб и ошибок искали наиболее гармоничную форму колокола. Интересно, что и на сегодняшний день вся мощь современной математики не позволяет рассчитать аккорд колокола по его форме. Знаменитые ростовские звоны принадлежат тринадцати колоколам, заслужившим свои собственные имена: "Сысой", "Полиелей", "Лебедь", "Голодарь", "Баран", "Козёл"...

:..Интересно, что два последних прозвища колокола получили за некоторый диссонанс по отношению к напевам других колоколов. Как не вспомнить знаменитый Царь-Колокол, отлитый Иваном и Михаилом Моториньми в 1735 году, чей могучий голос мы так никогда и не услышим. Остается, правда, возможность моделирования. Когда мы научимся рассчитывать аккорд колокола достаточно точно, можно будет промоделировать голос Царь-Колокола с помощью современных синтезаторов звука. Какие только способы не придумывали для извлечения музыкальных звуков - деревянные шары, заполненные мелкими косточками (маракасы), гуиро - высушенная тыква с зарубками поверхности, по которым водят палочкой, гонг, там-там, разновидности арфы, зурны, волынки, которую знали почти все народы древнего мира. А стеклянная гармоника, изобретенная в Англии в XVIII веке и усовершенствованная Бенджамином Франклином (исследователем атмосферного электричества), - на оси вращалось до 37 стеклянных чаш различных размеров, смачиваемых водой, к которым музыкант прикасался пальцами. Слышавшие этот инструмент утверждают, что звук был нежным и приятным. Партия стеклянной гармоники была включена Глинкой в оперу "Руслан и Людмила". Одних только способов заставить зазвучать струну десятки. Пальцем, медиатором, смычком, вороньим пером - в клавесине, молоточками - в фортепиано. Удивительно нежно и певуче зазвучит струна, если вы подуете на нее. В древние времена рамка с натянутыми на нее струнами располагалась на ветру на

крыше дома. Называлась она Эоловой арфой. Бог Эол был повелителем ветров в греческой мифологии. Эоловы арфы негромко пели на крышах домов, рассказывая, плача и печалясь... Вообще у меня такое ощущение, что в старину люди тоньше понимали прекрасное. Одна известная итальянская куртизанка, жившая во времена эпохи Возрождения, писала любовные письма малахитовыми чернилами с примесью золотой пыли... Если письма были деловыми, золотая пыль заменялась серебряной. Нам, почти разучившимся писать письма и пользующимся шариковыми ручками, трудно понять это.

"...Та красота, что мир 
 стремит вперед, 
Есть тоже след былого. 
 Без возврата 
Сгорим и мы, свершая
   в свой черед 
Обычный путь, но долго
не умрет 
Жизнь, что горела 
 в нас когда-то". 

И. Бунин. "Огни небес".

:..Наш век обогатил музыку космическим звучанием множества электроинструментов. Синтезатор звука, например, подбирает нужное количество обертонов и регулирует интенсивность звука каждой составляющей. Любой природный звук - шум моря, леса, вой ветра - доступен современному синтезатору. Ну а компьютеры последних поколений вообще могут писать достаточно серьезную музыку. Но никакой компьютер не заменит человека и его душу. А вот в синтезе Знания и Чувства можно достичь многого. Эйнштейн, Борн, Гейзенберг, Эренфест, Лауэ, Френкель были прекрасными музыкантами. В 1934 году на благотворительном концерте Эйнштейн перед 264 слушателями дал концерт на скрипке. Сбор с этого концерта (6500 долларов) пошел в пользу ученых-эмигрантов из гитлеровской Германии. В детстве его любимым занятием была игра на рояле в четыре руки с сестрой или матерью. Блестящим скрипачом и художником был ленинградский физик-теоретик Я. И. Френкель. Макс Планк читал лекции по теории музыки в университете. Отто Гаи, открывший деление урана, пел в хоре. И эта широта интересов, по-видимому, закономерна. Истинным Магом может стать лишь тот, кто сочетает в себе все богатства духовного мира. Наше столетие приучило нас к узкой специализации, но век грядущий уже дает о себе знать, постепенно подводя нас к пониманию необходимости самого широкого образования для человека. Не ради самоцели, а потому, что каждый наш шаг, предпринятый нами то ли на заводе, то ли в разработке новых технологий бытовых приборов, машин, самолетов, судов, - да где угодно! - задевает тысячи природных связей, о которых мы и не подозреваем. Это все равно, что неучу долбить по клавишам рояля, создавая невообразимую какофонию. И мы ее на нашей Земле успешно создаем. Поэтому нам необходимо глубочайшее понимание того, что мы делаем, к чему это может привести. Вошедший в школьный класс учитель математики должен быть готов рассказать своим ученикам, как преломились математические знания в музыке, живописи, истории, технике. А директор и коллектив автомобильного завода обязаны четко представлять, что произойдет, если в выбросе заводской трубы появится новая химическая компонента, то есть быть профессионалами высочайшего класса. Это безумно трудно, но иначе нельзя! И уцелеть на Земле, не говоря уже о том, чтобы сделать следующий виток развития, можно только осознав, что наш мир и наша жизнь не знают, по сути своей, деления на физику, музыку, зоологию, ботанику, математику, литературу и так далее. Это наш примитивный мозг не в состоянии охватить все сразу и вынужден строить несуществующие в основе бытия границы между искусственно выделенными в нем регионами. Нет их! Есть единая, грандиозная и потрясающая воображение и душу Симфония Бытия!

:..И если мы и дальше хотим слушать чудные звуки этой Космической Музыки, мы должны вступить в новую фазу развития - в фазу Синтеза. Это долгий процесс, и мы, пока еще, не вышли, даже на старт. Этот процесс подразумевает рождение нового человека, живущего в гармонии с окружающим его миром. И когда это произойдет, станет ясна идущая к нам через столетия, предками завещанная истина:

Человека, живущего

в любви и гармонии

с Природой,

она берет

под свою защиту.

:..История знает людей, умевших разговаривать с кобрами, изобиловавшими в местах, где они жили. И те никогда не кусали их. Имя одного из них - Венкатараман Айер. Современники звали его Махарши - Великий мудрец. Махарши был убежден, что животные заслуживают такого же уважения и мягкости в обращении, как и люди. Он умел мирить стада враждующих обезьян, и, бывало, они сами приходили к нему для этого. Глубокий и тонкий мыслитель Махарши остался в памяти людей человеком из будущего.

   Увы, нам еще так далеко до гармонии и универсализма. Примитивен боксер, не умеющий связать двух слов, грустно смотреть на музыканта, растерявшегося перед хулиганом, скучен доктор наук, не умеющий говорить ни о чем, кроме формул... Может быть, такого доктора наук имел в виду Омар Хайям почти 900 лет назад?

"Рабы застывших формул 
     осмыслить жизнь хотят, 
Их споры мертвечиной 
      и плесенью разят. 
Ты пей вино! Оставь им 
     незрелый виноград, 
Оскомину суждений, сухой 
изюм цитат".

:..У Николая Рериха есть картина, названная им "Человечьи праотцы". Юный пастушок играет на свирели, и со всех сторон сходятся к нему большие бурые медведи. Что влечет их? Музыка? Легенда говорит, что предками некоторых славянских племен были медведи. На гербе города Ярославля изображен медведь. Думается, идут они услышать самую чудную музыку на свете- голос доброго человеческого сердца.